Электронные тренажёры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Электронные тренажёры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
(Из опыта работы)
Буряк Мария Викторовна
Муниципальное образовательное учреждение Поляковская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
«Внешние
условия действуют через посредство
внутренних, образуя с ними единое целое».
(С.Л. Рубинштейн)
Современные условия
характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности
ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование
разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового
подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим,
направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
В связи с этим особое значение
приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся
произвольность таких процессов, как внимание и память. Главное, чтобы игра
органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала
от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом,
устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его
активности в познании. Кроме того, игра служит как бы переходным мостиком к
учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная
деятельность. Игра предполагает создание условных ситуаций и их обыгрывание.
В начальной школе особенно
актуально использование методов и приёмов, направленных на параллельное
развитие образного и логического мышления. Дидактическая игра, являясь одним из
таких приёмов, несомненно должна быть использована для развития познавательного
интереса детей. Ребёнок мыслит действиями. Эти действия есть обобщённые образы
внешнего мира. Работа с образами, пронизывающими всю игровую деятельность,
стимулирует процесс мышления, в том числе и творческую интуицию. Создание образов
и их проигрывание и является компонентами игры, которая используется для
тренировки навыков и умений и может проводиться в индивидуальной или групповой
форме с последующим анализом действий участников игры. Использование игры в
учебном процессе требует от учителя знаний не только игрового действия, но и
отношения учеников к этому виду работы. На уроках используются различные виды
игровой деятельности, однако же по результатам анкет, проведённых среди
учащихся нашей школы, предпочтение отдаётся компьютерным развивающим играм.
В современных условиях
использование компьютера преобразует преподавание традиционных учебных
предметов, а главное поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес
детей к учёбе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей
самостоятельно овладеть предлагаемым материалом, сделать урок занимательным,
повысить познавательную активность. Вниманию учителей и учащихся предлагается
большое количество познавательных игр. Но чаще всего на уроках используются
игры, сделанные самими учителями. Сделать игру с помощью программы Microsoft
Offise РоwerPoint при использовании анимации несложно. Для этого не нужно знать
элементы программирования, а иметь лишь время и желание. При создании
дидактических игр с использованием компьютера, я руководствовалась
необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся. Замечу,
что в игре ученики охотнее преодолевают трудности, свободнее вступают в диалог
и высказывают свои мысли.
Организация
жизнедеятельности детей в игровой среде осуществляется поэтапно. Первый этап –
это электронные игры – тренажёры, когда детям предлагается дидактическая задача
с готовыми правилами. Тренажёры – это форма работы с электронными пособиями,
работа в каждом из которых строится на принципе прямого манипулирования с
математическими и лингвистическими объектами и моделями. Через игровой сюжет
можно закрепить основные умения и навыки, а также проверить степень усвоения
учебного материала.
Дидактическая игра – тренажёр
воспитывает, развивает в ребёнке память, внимание воображение, интеллект и
фантазию – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Итак,
на первом этапе дети знакомятся с интеллектуально-творческими играми и у
учащихся появляется целый ряд умений, обеспечивающих переход от исполнительской
воспроизводящей деятельности к самостоятельной: умение наблюдать и элементарно
анализировать образцы по вопросам учителя. Ребёнок говорит: «Я хочу играть!» И
второй этап, когда ребёнок предлагает составленные им игры и говорит: «Я могу
играть!» Задания составляются школьниками при непосредственной помощи педагога,
которая заключается в уточнении, корректировке составленных детьми заданий.
Задача школьников состоит в том, чтобы подготовить других детей к участию в
игре в упрощённом варианте. Поскольку в развитии мышления детей большую роль
имеют игры с занимательным материалом, я уделяю большое внимание созданию игр –
тренажёров по разным предметам школьного курса обучения. Формируя у учеников
навыки рационального запоминания материала, обучаю детей способам кодирования и
сжимания информации в соответствии с конкретной учебной задачей. На экране
можно быстро вставить букву, слово, заменить целое предложение, повторить
таблицу умножения, решить примеры, задачи. Такой подход создаёт условия для
развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребёнка к
размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в
возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит
становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь
ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым
создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного
протекания процесса обучения на следующих этапах.
Многие тренажёры содержат
физминутки для глаз, которые дают возможность отдохнуть и снимают утомляемость.
Активное внедрение в учебный процесс разнообразных электронных развивающих игр
является одной из задач учителя начальной школы. Таким образом, использование
современных информационных технологий в сочетание с нетрадиционными формами
организации процесса обучения предоставляет учителю блестящую возможность
сотворить «урок мечты», сделать большой шаг вперёд в стремлении приблизиться к
идеалу. Способного на это учителя ученики боготворят в школьные годы и с
благодарностью вспоминают, будучи взрослыми. Такой учитель, обращаясь к
малышам, впервые переступившим порог школы, всегда сможет сказать: