Если ваш ребёнок
левша...
В наступившем году вашему
малышу предстоит стать первоклашкой? Прежде чем искать прогимназию,
организовывать занятия, подбирать пособия, вам необходимо выяснить
немаловажную
вещь: какая рука у вашего ребенка ведущая?
Зачем это надо? – удивятся родители. – Времена, когда левшей жестоко
переучивали, к счастью, давным-давно канули в прошлое!
Да, времена изменились. Но маленькому левше в школе – особенно на первых
порах
– может быть очень непросто.
Дети
зазеркалья
Предпочтение руки при письме
– лишь видимая часть айсберга отличий левшей от правшей. На самом деле
отличия
кроются гораздо глубже.
Левую половину нашего тела контролирует правое полушарие мозга,
отвечающее за
целостное восприятие, эмоционально-образную картину мира.
В то время как левое полушарие, связанное с правой половиной тела,
отвечает за
логику, анализ, систематизацию. То есть от картины мира правши картина
мира
левши, у которого доминирует правое полушарие, отличается принципиально.
Он
словно Алиса, попавшая в Зазеркалье, ежедневно и ежечасно сталкивается с
непосильными проблемами там, где правша не испытывает никаких
затруднений.
Левши хуже правшей ориентируются в пространстве и времени. У них чаще,
чем у
других детей, возникают проблемы речевого развития, трудности при
обучении
чтению, письму и математике, особенно геометрии. Кроме того, поскольку
любая
информация, воспринятая правым полушарием, окрашивается эмоционально,
дети-левши крайне ранимы, истощаемы, склонны к истерикам, страдают
дефицитом
внимания.
При этом программы подготовки к школе и программы начальных классов
практически
не адаптированы к потребностям и возможностям детей-левшей. И малыш даже
в
прогимназии будет испытывать сильнейший стресс. Поэтому одна из
важнейших задач
последнего года перед школой – помочь ребенку-левше хотя бы частично
адаптироваться к требованиям, с которыми он столкнется в школе.
Левши
явные и… тайные
Если ваш ребенок с
младенчества все делает только левой рукой, картина кристально ясна: он
левша.
Но подвох в том, что помимо явных левшей есть еще и скрытые – те, у кого
при
ведущей правой руке доминирует правое, а не левое полушарие мозга.
Эти дети, как правило, чувствуют себя в школьном социуме еще более
некомфортно,
чем «чистые» левши. Ведь их рассеянность, неряшливость, скверный почерк,
нелепые ошибки в письме и счете чаще всего объясняют недостатком
прилежания.
Попав в прогимназию, а потом в первый класс, ребенок сразу же
оказывается в
числе аутсайдеров. И позже изменить репутацию неуспешного ученика
нелегко.
Выявить скрытую леворукость можно при помощи несложных тестов.
Попросите
малыша:
- отвинтить и завинтить крышку на
баночке;
- найти, в каком из нескольких
коробков спрятана спичка;
- причесать куклу;
- погладить
собачку;
- посмотреть в дырочку,
прорезанную в большом листе бумаги;li>
- поглядеть
в калейдоскоп или
подзорную трубу;
- поговорить по телефону;
- проверить,
тикают ли
механические часики.
Понаблюдав за ребенком, вы
определите, какие у него ведущие рука, глаз и ухо. Однако чтобы получить
более
или менее объективные результаты, необходимо соблюдать несколько правил:
- Ребенок не должен знать, зачем его
просят
выполнить то или иное действие, поэтому постарайтесь создать игровую
ситуацию. Или включите задания в утреннюю зарядку.
- Не
демонстрируйте малышу, что надо сделать,
иначе он просто скопирует ваши движения, ориентируясь на вашу ведущую
руку.
- Чтобы результаты были более точными,
каждую
пробу желательно повторить вразбивку несколько раз.
Не стоит
переживать, если ваш ребенок – явный или скрытый левша. Ведь леворукость
–
вариант нормы. Просто помогите будущему первоклашке скорректировать
особенности
его развития.
Координация
движений
Дети-левши плохо осваивают
сложные манипуляции, требующие слаженных, особенно асинхронных движений
обеих
рук или ног. Завязывать шнурки, застегивать пуговицы, шить, вязать,
танцевать,
кататься на роликах или велосипеде, плавать – все это требует от них
колоссального напряжения и невероятных усилий. Но комплекс несложных
упражнений
научит ребенка контролировать свои движения.
Дыхательная гимнастика
Ребенок лежит на спине и
спокойно, размеренно дышит. Потом темп дыхания изменяется: вдох –
задержка –
выдох – задержка. Причем на вдохе нужно втягивать живот, а на выдохе –
надувать. Сначала каждая из фаз длится две-три секунды, затем их
удлиняем.
Упражнения для глаз
Не поворачивая головы,
ребенок следит глазами за движениями пальца – слева направо и справа
налево,
сверху вниз и снизу вверх, по кругу. Затем попросите малыша высунуть
язык и
водить им в том же направлении, куда движутся глаза. А после – в
противоположном. Важно: движения языка и глаз должны быть
одновременными, а не
последовательными.
Тактильная гимнастика
Приготовьте несколько парных
предметов с характерной формой (например, шарик, кубик, шишка) и ярко
выраженной фактурой. Положите по одному предмету из каждой пары в
непрозрачный
мешочек. Дайте ребенку в руку один предмет и попросите найти второй
рукой на
ощупь такой же в мешочке. Затем поменяйте руки. Начинайте с двух-трех
пар
предметов. Затем увеличивайте количество пар и уменьшайте различие между
ними.
Например, можно взять несколько разных ключей.
Пространственные
представления
У левшей медленно и плохо
формируются навыки ориентации в пространстве. В их «зазеркалье» верх и
низ,
право и лево легко могут меняться местами. Поэтому они могут написать
слово или
число справа налево или сверху вниз, а могут и вовсе по диагонали.
Левши,
например, с трудом учатся такой нехитрой операции, как сложение в
столбик, а
скопировать картинку по образцу для них – непосильный труд.
Как помочь этой беде? Главное при формировании пространственных
представлений –
опираться не на абстрактные категории, а на сенсорный, телесный опыт
ребенка.
Для начала необходимо задать точку отсчета. Ею будет левая, ведущая рука
ребенка: наденьте на нее часы, красивый браслет, симпатичный
колокольчик.
Отсюда можно будет строить систему координат. Например, читать,
рисовать,
рассматривать комиксы нужно «от колокольчика». Буква «Я» и цифра 9
головку
поворачивают «к колокольчику», а буква Р и цифра 6 – «от колокольчика».
Важно!
Детям-левшам свойственно
«застревать» на одном действии. Они с трудом переключаются с одной
операции на другую,
не могут выполнять несколько действий параллельно (например, говорить и
рисовать). Кроме того, из-за сложностей с пространственными
представлениями
левше трудно научиться узнавать время по часам со стрелками.
Чтобы помочь ребенку, в игре научите его разбивать действие на
последовательные
операции. Например, обезьянка идет в бассейн. Что ей нужно делать?
Раздеться,
убрать вещи в шкафчик, надеть тапки и шапочку, принять душ, надеть
плавки…
Совет
Почувствовать
продолжительность времени ребенку помогут песочные часы. Они научат
собирать
вещи, одеваться, выполнять задания за определенный срок.